Степан Гавриш
в інтернет-просторі:

Избирательный гамбит Януковича. Полевые исследования
22.06.2012

Парламентские выборы для страны современной демократии – это идеальная возможность для новых реформ. Как минимум, они должны решать несколько важных задач. Первое, и самое главное – замена старых, по мировоззренческим позициям, элит, которые либо не способны работать в условиях кризиса и усиливают его, либо не готовы к проведению системных преобразований и проводят контр-реформы, лоббируя при этом еще и собственные интересы.

Второе – модернизация системы власти. Для Украины это более чем принципиально. Украинский парламент с 2010 года стал филиалом АП, ее «пошивочным цехом». Ему не делают заказ, а сбрасывают поручения, которые он, без всякой дискуссии «за» или «против», превращает в инструменты ручного управления страной президентом. Оппозиция часто это поддерживает, или вяло, для сохранения статуса, протестует робкими отказами. Эмоциональная вспышка сопротивления и радикальная программа Форума оппозиции на Михайловской площади имеет слабую перспективу что-то изменить. Кабинет Министров не принимает собственные решения, а выполняет исключительно поручения Банковой.

Трагедия в том, что уничтожена сложившаяся система разделения властей. Законодательная, исполнительная и даже судебная власти жестко подчинены президенту. Это классическая политическая диктатура. Благодаря политической оппозиции и частично свободной прессе ей еще удается манипулировать Западом и своим обществом, имитируя реформы на фоне фасада псевдо-демократии.

В новом парламенте с приходом мажоритарщиков вопрос о модернизации системы власти возникнет объективно. Остановить процесс в этом случае будет невозможно. В 2004 году его решали реформой Конституции.

Не стоит демонизировать желание Леонида Даниловича быть президентом в третий раз. Как первоклассный игрок, конечно, он пытался сыграть эту партию. Но осторожность «красного директора» остановила его. Он также прекрасно отдавал себе отчет, что оставлять такую ??власть преемникам, особенно Ющенко, не только опасно, но и неэффективно для развития Украины как европейской страны. Да и не хотел он стать сильным премьером при ослабленном президенте. Этим сценарием, конечно же, воспользовался Кремль.

Поэтому новый парламент обречен инициировать реформу изменения управления государством и определить какую-то рациональную стратегию ее реального развития. Все больше ощущается утомление от «семьи» и замкнутости власти на АП. Так что вторая задача крайне важна. Есть еще и третья. Необходимо как-то вывести страну из нелегитимного тренда развития, когда власть, без воли суверена, сосредоточена в руках только одного человека. При этом, с достаточно низкой степенью легитимности, несмотря на очевидно незаконное решение КС по установлению в Украине новой Конституции.

Поэтому новый парламент станет ключевым конституционным центром. Конституционная Ассамблея при Президенте Украины является примитивной политической имитацией. Она не способна, и не имеет шансов, предложить новую Конституцию как общественный договор, который должен разблокировать процесс модернизации и демократизации страны. Тем более, что команда Януковича уже потеряла шансы его подписать. И не только потому, что нынешний президент, который был избран меньшей половиной избирателей Украины, в настоящее время еще и потерял доверие не менее половины из них. Нет «оранжевого врага», который мобилизовал электорат Востока. Поэтому Януковичу надо решиться либо на силовую диктатуру, либо предложить новому парламенту масштабные реформы, либо даже революционные решения. Кажется, этого пока никто не собирается делать.

Если этого не произойдет то, очевидно, что парламент будет колебаться между доверием и недоверием к слабеющему главе государства. Главная задача АП будет заключаться в том, чтобы удержать ситуацию. Мажоритарщики будут работать только с сильным и взаимным президентом. Типа Кучмы. Если нет, то они будут «прятаться» за интересами избирателей. Этот щит только на первый взгляд кажется тонким. Как показывает опыт прошлой мажоритарной истории Украины, он достаточно прочен для того, чтобы обеспечить постоянные компромиссы и стабильную работу парламента и не дать сломать народную трибуну, которой он является. Свободные мажоритарщики, даже если их будет не 225, а 150, вполне способны постоянно доводить до паники и истерики Банковую. Это уже было.

Новый парламент будет играть определенную роль противовеса амбициям авторитарного главы государства и его алчного окружения, а также может стать противовесом политическим сеньорам президента и его «семьи», которые не привыкли и уже не могут ориентироваться на общественный интерес. Социологи перестраховываются, когда говорят, что еще пятая часть украинцев, прямо или колеблясь, поддерживают действующую власть. В действительности этот уровень значительно ниже. На время выборов негативная электоральная мобилизация, может еще больше ухудшить доверие к Гаранту и его партии. А без хотя бы базового доверия победить в 2015 году Виктору Януковичу будет невозможно. Запад будет делать все для того, чтобы новый парламент постоянно возвращался к дискуссии о демократических стандартах и ??верховенстве права, к реальному европейскому курсу, к воссозданию демократических принципов управления государством.

Впрочем, все это – слишком оптимистичный сценарий. Ибо без свободы Тимошенко и других членов ее правительства, полноценная победа оппозиции на выборах почти невозможна.

Пессимистический прогноз заключается в том, что АП удастся провести план по избранию нового парламента, который будет полностью «лежать» под президентом, как в Беларуси и Москве, вместе с «тушками». Для этого у нее слишком много возможностей: от прямого подкупа депутатов, которые уже будут избраны как независимые или с поддержкой оппозиции, до использования «принуждения силой», прямой фальсификации выборов губернаторами, недопущением к участию в выборах проходных, независимых кандидатов. Уже очевидно, что готовятся тотальные фальсификации. Избирателям раздаются анкеты на продовольственные пайки и т. д. Нужны любой ценой оригинальные подписи избирателей. После этого ходить им на избирательные участки будет совсем не обязательно...

Впрочем, решиться на это Янукович, который уже находится в серьезной изоляции и выйти из нее уже не сможет, скорее всего, не посмеет. Это будет фатальная страница его личной истории, как Президента Украины. Спрятаться за Москвой Путина не удастся. Путину нужен кто-то, кто намного хуже него самого. Янукович – идеальная фигура. Хотя бы потому, что попытался играть против кремлевского тигра делом Юли. Президенту Януковичу для начала вспомнят фальсификации 2004 года. Наблюдатели Запада, Европы и США будут предвзято настроены на возможные фальсификации от власти. Но неприятной новостью для Януковича может стать именно позиция наблюдателей из России. Все время они имели противоположную «западной» точку зрения. Теперь же будут поддерживать именно Запад. Это не вызывает сомнения, и никакие разменные предложения президента ничего не изменят. Отдать Украину в «аренду» России нереально, отдать ей «газовую трубу» без ЕС не удастся. Тем более, уверенности, что она остро нужна России, несмотря на быстрые темпы строительства Южного потока и запуск второй линии Северного потока – нет. Россия добилась того, чего давно хотела. Она существенно деверсифицировала зависимости от украинского транспортного газового коридора и избежала монополизма. Причина на поверхности – неспособность Януковича и его команды к открытой стратегической конкуренции.

Впрочем, есть одна, очень узкая и болезненная для России тема: возможно продвижение Украины в НАТО и размещение на территории Украины элементов ПРО. Несмотря бессмысленный нейтралитет политики властей. Но это даже не научная фантастика. Запад не решится иметь с Януковичем хоть какие-то отношения, в том числе и в контексте расширения сотрудничества Украины с НАТО. Доверие навсегда потеряно. Кроме того, сейчас НАТО не имеет и намерений начинать холодную войну против России.

Очевидно, что в этих условиях у Януковича не остается особого маневра и времени на новую игру. Собственно говоря, в пессимистичном сценарии он вынужден будет идти путем Лукашенко. Более жестким. Ведь Лукашенко не арестовывал до выборов своих оппонентов. Главный же конкурент – Юлия Тимошенко – находится в тюрьме и реальных шансов на ее участие в парламентских выборах нет. Здесь пессимизм оценок усиливается еще и позицией Запада, который не воспримет выборов без Юлии Тимошенко, без Юрия Луценко, без других чиновников, которые сегодня находятся в тюрьмах или под уголовным преследованием.

Такое большое количество даже не обычных диссидентов, а политических узников совести, которые есть в Украине перед выборами, уже на старте сделает эту компанию нечестной и несправедливой. Запад сможет признать выборы в парламент легитимными только в том случае, если они будут иметь идеальные характеристики. Но это кажется утопией. Админресурс сходит с ума, при том, что выборы еще не начались. СМИ свидетельствуют, что, например, на Харьковщине депутаты от ПР не только активно раздают избирателям продуктовые пайки, а также картофель и опилки, а еще и привлекли к неприкрытой предвыборной агитации Харьковского епископа Онуфрия. Сделать нейтральными функции СБУ, прокуратуры, милиции партия власти не хочет, да ей это и не удастся под давлением кандидатов от власти.

Президент все меньше и меньше руководит государством самостоятельно. Все его прямые и даже жесткие требования гибнут в иезуитско-эгоистическом окружении. Он изолирован от информационного поля и не способен реально оценить остроту проблем, а следовательно – принимать адекватные решения. Более того, находясь в ситуации, когда на шахматном поле вот-вот упадет флажок, ему надо делать молниеносные ходы. Существующая же команда, которая привела Януковича к тяжелому личному кризису, психологически и интеллектуально не способна к этому. Тем более, что она занята просчетами собственной судьбы: от покупки бунгало на далеких островах до сепаратных договоренностей с оппозицией. Например, с Яценюком и Кличко.

Выход Тимошенко из тюрьмы на фоне возможной победы оппозиции приведет к масштабной политической люстрации в стране. Это будет делаться если не под аплодисменты, то под сдержанное удовлетворение Запада и России. Впервые Запад и Россия движутся в одном геогуманитарном направлении относительно Украины. Для российского истеблишмента уголовное дело против Тимошенко означает одновременно политическое и уголовное обвинение самого Владимира Владимировича. Ибо складывается впечатление, что он, как соисполнитель контракта, за который осуждена Тимошенко, действовал в сговоре с ней против украинских интересов. Премьер-министр РФ еще мог как-то не обращать на это внимание, но как президент страны, которая хочет стать второй по влиянию в мире, он уже делать этого не сможет. Этот вопрос всегда будет неудобным для показательного образа российского президента. В российской и западной экспертной прессе уже сегодня он становится топ-темой.

Запрос у господствующих контр-элит на пессимистичное развитие событий существует. И Янукович может пойти дальше, чем Лукашенко. Но Украина – не Беларусь. Украинцы уже генетически зависят от Майдана. Тем более, что власть не ищет национальных компромиссов, рассматривая государство как крупный бизнес. Нанятый на работу украинский народ должен «пахать и вкалывать» на политических царей, олигархов, которые ежегодно в разы увеличивают свои доходы. Их огромные финансовые активы способны сегодня влиять на политику не только в Украине, но и в Евросоюзе. Благодаря взяткам политикам, политическим партиям, политическим группам, отдельным западным компаниям, которые будут действовать в интересах этих олигархических властных образований (и уже действуют).

Пессимистический сценарий избрания Верховной Рады вполне может стать пусковым механизмом формирования революционной ситуации в Украине. Произойдет все быстро. Янукович же не может быть заинтересован в пессимистическом сценарии. Но он явно не способен этого понять, не желая выпустить из тюрьмы Тимошенко и других. А ведь именно они являются ключом к признанию парламентских выборов легитимными и пропуском в будущее для Виктора Януковича и «семьи».

2004 год показывает, что в последний момент, когда ситуация начнет развиваться в направлении персональной изоляции Януковича, будет угрожать его безопасности, – он пойдет на переговоры.

Поэтому, для власти наиболее приемлемым является реалистичный сценарий. Не случайно до сих пор нет единой избирательной стратегии ПР и царит неприкрытая «партизанщина». Придется дать какую-то реальную возможность всем политическим силам принять участие в избирательной борьбе. Вмешательство властей может быть только по мере необходимости, а использовать админресурс она сможет только таким образом, чтобы он не приводил к явному подавлению политической конкуренции, к уничтожению политических оппонентов. При этом власть будет пытаться максимально вкладывать деньги и лояльность админресурса в «сговорчивых» мажоритарщиков. Но... Президент уже дал поручение восточным и центральным губернаторам выбрать 100%-но депутатов – представителей ПР. Для них это единственная возможность остаться на должностях. Но, если предположить, что крупные области выберут в парламент исключительно регионалов и ни один оппозиционный или независимый кандидат не пройдет, то доверия к этим выборам не будет. На Банковой уже сегодня рассматривают компромисс, когда 1-2, а то и 3-и представителя других политических сил или независимые депутаты смогут избраться в Верховную Раду в контролируемых ими округах. Впрочем, ястребы в штабах Клюева и Левочкина этого, понятно, не хотят.

При тотальном непризнании свободных выборов в Украине, президент сам будет вынужден нажать на ЦИК и на КС, и признать выборы недействительными. Ему в условиях нового и последнего кризиса потребуются политические активы в поисках диалога с Западом. Надо будет действовать согласно с Западом, жестко критиковать выборы. Судя по анализу его психосоматического поведения и политологической позиции на круглом столе с Ющенко и европейскими лидерами в 2004 году, Янукович в страхе за свое будущее может принимать решения под диктовку Запада и демонстрировать лояльность и готовность к сотрудничеству с ним в восстановлении демократических стандартов. Хотя такого шанса он может и не получить.

Президент за счет внутренних правовых инструментов может признать выборы недействительными и назначить, например, их через полгода или даже совместить их с досрочными выборами главы государства. Это позволит ему на волне системного глубокого кризиса мобилизовать своих сторонников и сконцентрировать все ресурсы для переизбрания на второй срок, имея исключительно единоличную власть, принимая исключительно единоличные решения.

Другие сценарии его победы в 2015 году выглядят маловероятными.

Если же парламентские выборы будут проведены со значительными фальсификациями, которые вызовут массовые судебные иски, массовые политические заявления в Совет Европы, ОБСЕ, отрицательные выводы наблюдателей, в том числе и иностранных, то их никто не признает легитимными. И тогда любой шаг власти приведет к ее поражению. Цугцванг.

Украина быстро исчерпывает свои ресурсы. Экономика и общественная стабильность держатся на эмиссионном станке Национального банка и фискальном администрировании. Масштабы эмиссии неизвестны. Но после выборов власти нужны будут реальные деньги, реальные инвестиции для того, чтобы восстановить не только активы, но и восстановить способность национальной валюты быть платежеспособной. Надо будет восстановить экономику, внутренний рынок, активизировать потребление. Если этого не произойдет, то кризис выборов, их нелегитимность могут привести к вспышке галопирующей инфляции, большей, чем в Белоруссии, а стремительная девальвация гривни обрушит слабые национальные рынки. Ускорится репатриация западного бизнеса и эмиграция капиталов. Применить в этих условиях любую антикризисную программу будет практически невозможно.

Поэтому очевидно, что признание выборов нелегитимными при любом политологическом пасьянсе может означать финансовое банкротство Украины. Это путь к дефолту. Поскольку ни один из мировых кредиторов в этих условиях денег правительству Януковича не даст. Разве что Россия. В непропорциональный обмен на стратегические ресурсы Украины. На правительство с возрастающей скоростью будут давить расчеты по внешним долгам и с «Газпромом». Разумеется, МВФ не возобновит сотрудничество с Украиной, пока мы не изменим политику. МВФ, Всемирный Банк, ЕБРР – это не только финансовые, но и политические институты, поскольку главными их донорами выступают страны западной демократии. Поэтому рассчитывать на любую их поддержку украинской экономике в этих условиях невозможно. Надо также принять во внимание возможные санкции к украинским, скорее всего, правительственным чиновникам, которые будут задействованы в фальсификациях и борьбе против политических оппонентов. Такие списки уже обсуждаются в ЕС. Вопрос о принятии решения является лишь вопросом времени. Главным критерием здесь выступает Евро-2012. Никто не будет во время его проведения говорить о каких-либо санкциях. После же Евро-2012 давление на верховного правителя страны будет усилено. Как и из этого тупика он вместе с АП будет выходить, сказать трудно. Потому непрофессиональные заявления украинского МИД и представителей ПР в адрес Германии, ЕС являются дипломатической бессмыслицей и свидетельством серьезной паники, и не имеют никакого отношения к пониманию реальной ситуации. ФРГ является локомотивом Европы. Ее позиция имеет определяющее значение для мира. Причем не только для Европы, но и для США, и даже России.

Последний сценарий – утопия – предполагает, что все будет хорошо.Президент не будет замешан в фальсификации, админресурс не станет беспредельничать на избирательных участках. Не будет «каруселей», применения других грубых, циничных и тупых технологий для победы на выборах Партии регионов. Тогда парламент будет другой, тогда Украина будет другой, тогда дискуссия вокруг национального интереса будет носить принципиально иной характер. Верховная Рада перестанет быть карманным тупиком демократии в Украине. К ней придут, хотя бы на треть, действительно сильные политики, способные вести дискуссию на равных с президентом, правительством. Тогда не придется скороспело ликвидировать КС, делать суд частью политической системы, а коррупцию – игрой в преферанс для властного клуба коррупционеров, разыгрывающих между собой ни много ни мало – страну...

Для прогнозируемой стабильности развития украинского государства и воплощения в жизнь политики ее регионального лидерства нужно модернизировать форму управления страной, создать политическую систему с ключевым принципом народовластия в основе. Функции управления, делегированные политическим элитам, не могут постоянно грубо и нагло использоваться в собственных интересах, поскольку это подрывает прогресс и уничтожает свободы. А для этого нужно, чтобы и народ проснулся, чтобы из люмпенизированной массы и безвольного быдла он превратился в политическую нацию, осознающую общий интерес и свою ответсвенность за будущее страны. Здесь критерием оценки участия в выборах будут масштабы готовности избирателей продаться за гречку и прочие серебреники власти. Избирателям предстоит принять правильное политическое решение. А значит голосовать не за тех, кого им навязывают из числа коррумпированных действующих политиков и молодых политических нуворишей, не за мажористых чад власть имущих и невежественных базарных распорядителей, и не за тех, кто еще вчера с помощью бесбольных бит и «стволов» сколотил свои первые миллионы. Выбор должен быть в пользу тех, кто не дискредитировал себя и действительно может – благодаря знаниям, опыту, профессиональному образованию, моральным качествам и отвественности – придерживаться цивилизованных правил и обязательств, принятых перед избирателем.Тех, кто свою собственную выгоду поставит в зависимость от выгоды общественной и последней отдпаст абсолютный приоритет. Тогда все будет просто и прозрачно. И если так произойдет, то выборы будут проводиться чаще, спрос с политиков будет строже, а мы войдем в полосу постоянных местных референдумов как инструмента расширения власти народа.

Без этого демократия невозможна, а власть народа никогда не не будет реализована на практике.

И в заключение: центральная власть должна быть малозаметной. Это наивысший критерий ее эффективности. Тогда мы сможем назвать себя европейским народом и быть в Европейском Союзе вместе с поляками, болгарами, литовцами, а может, когда-то и с Россией. Ведь она также исторический продукт европейского развития.

А все остальное – от лукавого и ПР.

Анатолий Кваша, депутат Чугуевского горсовета,
Игорь Паюсов, политолог.

Источник: Fraza.ua